К 100-летию образования ТАССР

К 100-летию образования ТАССР

02.07.2020

(продолжение)

13 декабря 1969 г. началось сооружение комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и дизельных двигателей (КАМАЗ), объявленное всесоюзной ударной стройкой. К строительству автогиганта было привлечено 8 министерств и ведомств. 867 заводов и 307 городов поставляли оборудование, 70 проектных институтов решали вопросы строительства промышленных и городских объектов. 29 декабря 1976 г. его первая очередь была принята в эксплуатацию. К 1980 г. в Набережных Челнах было выпущено более 200 тысяч грузовых автомобилей восьми модификаций. Вскоре на дорогах страны появились полноприводные тягачи повышенной проходимости. Строительство КАМАЗа стало исходной точкой для рождения и становления нового города автомобилестроителей – Набережных Челнов. Здесь было введено в эксплуатацию почти 2,2 млн. кв. метров жилья, построены десятки объектов социальной инфраструктуры – школы, больницы, магазины, общеобразовательные и детские комбинаты. К 1980 г. население города достигло 315 тысяч человек.

Формирование Нижнекамского территориально-промышленного комплекса существенно изменило индустриальный облик ТАССР. На долю предприятий химии и нефтехимии стало приходиться 20% промышленной продукции. К середине 80-х гг. на долю машиностроения приходилось почти 40% промышленного производства в республике, здесь были сосредоточены наиболее квалифицированные рабочие кадры.

Быстрое развитие промышленности потребовало существенного прироста энергетических мощностей. К середине 1970-х гг. были введены в строй Казанская ТЭЦ-3, ТЭЦ Камского автомобильного комплекса. 27 сентября 1972 г. достиг своей проектной мощности флагман татарской энергетики – Заинская ГРЭС имени 50-летия СССР. На станции заработал последний двенадцатый агрегат. Она вошла в число шести самых крупных тепловых станций страны. Была проведена значительная работа по электрификации села.

Середина 1970-х гг. стала отправной точкой для внедрения автоматизированных систем управления. Предприятия военно-промышленного комплекса начали применение передовых лазерной, плазменной, энергосберегающей и безотходной технологий. Как форма организации широкое распространение получили научно-производственные объединения. Татарстан превращается в один из наиболее индустриально развитых регионов страны. Свыше 70% промышленной продукции ТАССР шло на экспорт.

В столице республики – Казани – насчитывалось 150 крупных промышленных предприятий. Большая их часть относилась к военно-промышленному комплексу. Начало 1980-х гг. ознаменовалось освоением крупнейшего в мире боевого самолёта – Ту-160. Впоследствии он превратился в основного носителя ядерного оружия в составе стратегических военно-воздушных сил страны. Коллектив Казанского вертолётного завода освоил производство многоцелевого вертолёта Ми-8, который с середины 60-х гг. стал самой распространённой винтокрылой машиной в мире, а затем - вертолёта Ми-14, предназначенного и для военно-морских частей. К середине 1980-х гг. продукция Татарстана экспортировалась в 80 стран мира.

К концу 80-х гг. прошлого века существовала заметная диспропорция в уровне урбанизированности основных национальностей республики. Среди татар в 1989 г. горожане составляли 63,4%, сельчане – 36,6%. Среди русских указанные показатели составляли, соответственно, 85,7% и 14,3%. В городах преобладало русское население – 50,8%, тогда как среди татар горожан было 42,1%. Сельчане же, в основном, татары, составляли 65,5% сельского населения республики. Среди татар на 17% было меньше промышленных рабочих, на 11% меньше служащих, и на четверть больше колхозников. Среди горожан доля занятых преимущественно физическим трудом была также больше у татар, чем у русских (72,4% против 64,3%). Занятых преимущественно умственным трудом было больше у русских (35,7% против 27,6%).

Однако и среди работников физического труда татары отставали от русских по уровню квалификации. Так, среди рабочих КАМАЗа высококвалифицированных (5-го и 6-го разрядов) татар было почти вдвое меньше, чем русских (25,5% и 47,4%), тогда как малоквалифицированных (1-го и 2-го разрядов) – в 1,8 раза больше. Среди специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве республики соотношение русских и татар в 1989 г. было 53,4% и 38,9%.

Татарская АССР имела к концу 1980-х гг. значительный экономический потенциал. Ее совокупный общественный продукт на 1990 г. составлял 23,8 млрд. руб. Произведенный национальный доход составлял 9,3 млрд. руб., из которых 6,7 млрд. оставались в республике. По более чем 200 видам продукции республика являлась одним из основных поставщиков страны, из которых 40 видов являлись уникальными. Татарстан производил компрессорное оборудование, насосы. На долю республики приходилось 25% общесоюзного производства полиэтилена, 65% - бутилкаучука, почти 50% - кинофотопленки, 33% - вакуумных насосов, более 15% - грузовых автомобилей, автомобильных шин, 11% - меха и меховых изделий.

Сложившаяся еще в 30-е гг. XX в., в период культа личности Сталина, чрезмерная централизация управления страной, свела на нет многие прерогативы автономных республик. Конституция ТАССР, принятая в 1937 г., уже не предусматривала значительной части полномочий, которыми располагала республика ранее. Автономный статус лишал ее самостоятельности в выборе форм хозяйственной деятельности. Законодательство СССР и Российской Федерации устанавливало полную зависимость решения вопросов экономического и социального развития Татарстана от деятельности органов государственной власти и управления РСФСР, союзных и союзно-республиканских министерств и ведомств, лишал Верховный Совет автономной республики права законодательного регулирования хозяйственной жизни Татарии. Даже в случаях, когда соответствующие механизмы правовых гарантий формально предусматривались, они фактически не включались. Например, согласно конституционному законодательству 1977-1978 гг., законы и другие акты, принятые высшими органами государственной власти ТАССР, не могли отменяться высшими органами Российской Федерации и даже Советского Союза. На деле же подобная гарантия не имела существенного значения, потому что в силу давно сложившейся практики ни Верховный Совет Татарстана, ни его Президиум не принимали, как правило, акты без согласования их с Президиумом Верховного Совета РСФСР, а то и просто использовали типовые тексты, рассылаемые последним во все автономные республики.

Более того, Конституция ТАССР 1978 г. закрепила бесправное политическое и экономическое положение Татарстана как автономной республики в составе Российской Федерации. Согласно данной Конституции государственный план социального и экономического развития Татарии разрабатывался ее правительством, исходя из государственного плана Российской Федерации. Из 516 предприятий, расположенных на территории ТАССР, 128 были союзного подчинения (на их долю приходилось 80,3% произведенной продукции), 330 – российского подчинения (18,2% продукции) и лишь 52 – республиканского (ТАССР) подчинения (1,5% всей продукции).

В этих условиях говорить о самостоятельности Татарстана в формировании планов своего развития не приходилось. В течение длительного периода республика развивалась под влиянием ведомственных интересов, что привело к диспропорциям между производственной и непроизводственной сферами, большому удельному весу военно-промышленного комплекса (около 40% промышленного потенциала), что ставило экономику республики в большую зависимость от Центра. Аналогичная ситуация сложилась и с татарстанским бюджетом. Объем доходов, поступающих на формирование государственного бюджета автономной республики, ежегодно устанавливался Советом Министров России. Нормативы платежей из прибыли предприятий союзного и республиканского (Российская Федерация) подчинения в бюджет Татарстана составляли всего лишь от 0,5% до 3% планируемой прибыли. Несмотря на то, что финансовый баланс республики складывался с превышением доходов над расходами, бюджет Татарстана на 1989 г. был утвержден с дефицитом на сумму чуть менее 50 млн. руб.

Татарская АССР к началу 1990-х гг. являлась одной из наиболее крупных и развитых автономных образований РСФСР, не уступая по своему экономическому потенциалу ряду союзных республик. Однако, несмотря на такой потенциал, в республике накопились серьезные проблемы в решении социальных вопросов. В целом, по стоимости основных непроизводственных фондов на одного жителя, республика находилась на 35-м месте в Российской Федерации. Таким образом, сложившийся политико-правовой статус не отвечал потребностям экономического и социального развития многонационального народа Татарстана, и, прежде всего, татарского народа.

30 августа 1990 г. Верховный Совет ТАССР принимает Декларацию о Государственном Суверенитете, которая провозгласила, что «земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской АССР являются исключительной собственностью ее народа». Первым Президентом республики был избран М.Ш. Шаймиев. 21 марта 1992 г. состоялся всенародный референдум. На нем многонациональное население республики выразило поддержку курсу руководства Татарстана на построение отношений с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров. 6 ноября 1992 г. была принята Конституция Республики Татарстан, закрепившая выраженную на референдуме волю граждан о превращении республики в суверенное государство. Отношения с Россией в дальнейшем регулировались Договорами о разграничении полномочий и предметов ведения. Отличительной особенностью Татарстана в период рыночных реформ 1990-х гг. стала политика «мягкого вхождения» в рынок, заключавшаяся в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и аграрного потенциала, к поддержанию достойного жизненного уровня населения. На протяжении всего периода реформ удалось избежать обвального падения жизненного уровня населения и начать формировать систему социальной защиты в качестве основы социально ориентированной экономики. Промышленность республики в значительной степени сохранила управляемость и большую часть инфраструктуры. Общий спад производства в РТ к 1997 г. оказался несколько ниже, чем по России в целом.

С 1996 по 2005 гг. в Татарстане осуществлялась реализация широкомасштабной программы ликвидации ветхого жилья. В республике к концу 2004 г. было построено 49 тыс. квартир. Все квартиры, построенные по программе, передавались жителям республики бесплатно. Кроме того, в Татарстане проводилась целенаправленная газификация сельских населенных пунктов, велось интенсивное дорожное строительство. Определенные достижения были достигнуты в сфере повышения статуса татарского языка. Большую плодотворную деятельность в культурной области проводил Всемирный конгресс татар, организованный Указом Президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева в июне 1992 г. С 26 августа 2002 г. начал полноценное вещание телеканал «Татарстан – Новый Век», призванный повышать национально-культурное самосознание татар, проживающих как в Татарстане, так и за его пределами.

Заседание Верховного Совета ТАССР, 1990 г. Казань. Парад суверенитетов, 1990 г. Набережные Челны, 1980-е гг. Получение первого брикета каучука в Нижнекамске на заводе СКИ, 1970 г. Призеры конкурса токарей на КАПО им. Горбунова, 1980 г. Строительство Заинской ГРЭС, 1970-е гг Строительство УНИКСа, 1980-е гг. ТАССР. Набережные Челны. Сборочный цех Камского автомобильного завода, 1988 г.